Cлучайно купив в киоске «Независимую газету» от 15 июля, обнаружил на вкладке НГ-Религии (теперь такой выпуск будет выходить отдельным изданием) статью о Вавилоне-5, которую и предлагаю вашему вниманию.

Этот материал интересен прежде всего тем, что, кажется, впервые (в России) тема привлекла внимание авторов, профессионально занимающихся изучением культуры и общественного сознания. Наконец-то речь идёт о сути.

Несколько замечаний, возникших при чтении, даны в сносках.

С почтением, Григорий Ш.


ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ НА ТЕЛЕЭКРАНЕ

Культурология и эзотерика — два полюса сериала о космосе

Анастасия Архипова, Наталья Маршалкович


Слово «сериал» в элитарном сознании окружено устойчивым ореолом вполне отрицательных коннотаций * : маргинальный жанр, единственная функция которого — удовлетворить извечную примитивную потребность массового зрителя в развлечении; очередной «опиум для народа», создающий эффект «параллельной жизни», и так далее, и так далее... Самое забавное при этом, что никто из нас, грешных, в удовольствии хоть раз и хоть одним глазком заглянуть в эту самую «параллельную жизнь» себе не отказывал. Другое дело, что в отличие от наивного зрителя, не стыдящегося своей страсти к сериалу, лукавый интеллектуал предпочитает не слишком афишировать свои склонности. Но так ли уж оправдано это смущение?

В современной нам культуре — во всем её объёме - наблюдаются некоторые прелюбопытные явления. В первую очередь они обусловлены, конечно, эстетикой постмодернизма с характерной для него тягой к игре на всех уровнях текста. Мы имеем в виду процесс, который можно было бы обозначить как «смещение жанров».

Поток высоких смыслов и культурных архетипов успешно осваивает новое русло - шаблонные сюжетные схемы низких жанров. Рефлексия, ирония, преодоление канонов, мистика и мистификация, само собой, к комплекту прилагаются. Окидывая глубь веков трезвым филологическим взглядом, сразу оговоримся: описываемый нами процесс не новость. Достаточно привести несколько примеров: христианский автор на рубеже III-IV веков превращает классический сюжет греческого любовного романа в повесть о странствиях души; наводнивший Испанию рыцарским роман оказывается колыбелью хитроумного идальго Дон Кихота: детективная интрига пышным цветом расцветает в произведениях По и Достоевского...

КОВЧЕГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

В наш век подобный закон, похоже, начинает срабатывать и в сфере «важнейшего из искусств». И влияние его обнаруживается именно в сериале. Чтобы проиллюстрировать нашу мысль, мы избрали в качестве предмета своего анализа наиболее яркий образец одной из популярнейших разновидностей сериала — космической одиссеи. Внешние приметы жанра здесь сохранены — а значит, зритель, не слишком утруждающий себя разгадыванием тайных смыслов, в избытке получит всё, что полагается: увлекательные коллизии и массу спецэффектов.

Однако взору человека вдумчивого откроется картина куда более захватывающая. Сама форма неторопливого многосерийного повествования незаметно приучает к постоянному размышлению на темы, предлагаемые авторами сериала компании Warner Bros. «Вавилон-5» (проект Майкла Стражински). Эту скрытую педагогическую интенцию, установку на самоинтерпетацию немедленно уловили зрители, по роду своих занятий склонные к умственным упражнениям: ученые используют фильм в своих научных трудах, преподаватели — на лекциях, раввины — в проповедях; католических монахинь он вдохновляет на молитвенные медитации.

Итак, XXIII век. Контакт с разумными обитателями Вселенной давно установлен. На орбите одной из малых планет вращается последнее творение человеческой мысли — космическая станция серии «Вавилон». Предыдущие четыре погибли, поэтому имя надежды на спасение Галактики -«Вавилон-5». Более благоприятной почвы для создания телевизионного мифа, чем сюжет об отдаленном будущем человечества, пожалуй, не найти: здесь совершенно естественно воспринимаются любая выдумка, самые смелые виртуальные разработки. Орбитальная станция «Вавилон-5», затерянный в космосе крошечный мирок, населена преимущественно людьми и инопланетянами-гуманоидами, в широком смысле сходными по интеллекту и физиологии. «Вавилон-5» — не просто корабль. Это настоящий ковчег, объединяющий представителей самых разных цивилизаций, каждую из которых без преувеличения можно назвать своеобразной аллегорией какой-нибудь из основных земных культур. Станцией управляет совет, состоящий из капитана «Вавилона» и послов трёх, не считая Земли, главных держав: Минбара, Альфы Центавра и Нарна.

Культурологический контекст

Земля, по очевидному замыслу авторов, — символ Америки. Командуют станцией земляне, причем экипаж составлен в лучших традициях политкорректности: капитан — белый, англосакс, протестант (словом, WASP * ), командор — женщина, русская еврейка; начальник службы безопасности — итальянец, атеист; врач — чёрный, «фундаменталист»; разведчик — без определённой национальности, интеллектуал. * .

Государственный строй Земли, разумеется, демократия, но в данный момент к власти пришёл диктатор и, значит, дело всех честных людей — бороться с ним. Такой поворот сюжета изящно стилизован под оруэлловский «1984»: правительство пропагандирует идею инопланетною заговора, а арестованные оппозиционеры признаются в своих преступлениях с экранов телевизоров.

Смысловую пару с Землей образует Минбар — явная аллегория Востока в его обобщенном варианте. Одеяния минбарцев напоминают кимоно, а поведение определяется сложнейшими ритуалaми и почти самурайским кодексом чести и безусловной преданности. Как всякий наследник богатой утопической традиции, справедливое общество на Минбаре * устроено по модели платоновского государства, управляемого философами, стражами и работниками, — верховную власть здесь делят между собой три касты: жрецы, воины и мастера.

Другая пара — центавриане и нарны. Центавриане — обречённая на вырождение раса, живущая воспоминаниями о былом величии. Пышные облачения, заговоры и бесчисленные интриги, политические убийства, богоборческие амбиции и yтончённый разврат заставляют вспомнить времена итальянского Возрождения, а бесконечная череда показательных казней * — эпoxy Французской революции. Перед нами — Старый Свет, близящаяся к своему закату Европа. В таком случае нарны — древний воинственный народ, недавно осво6oдившийся от колониального рабства у Центавра — аллегория Латинской Америки.

Таков культурологический контекст событий сериала. Нетрудно заметить, что наш анализ выявил существенную особенность концепции фильма: всё происходящее в кем — развернутая метафора нашего, землян, существования в мире. Какова роль человека в этом мире и какова степень его личной ответственности? Что определяет историю — социальная модель или индивидуальная воля? Что такое, наконец, воля, лежащая вне человека? У создателей «Вавилона» — свои ответы.

Два пастыря

С древних времен Вселенной управляли два пастыря, пришедшие на смену загадочным Изначальным, — ворлоны и тени, добрые и злые, сторонники строгого порядка и сторонники борьбы видов. Тени играли роль искусителей, а ворлоны — роль мудрых наставников, ангелов-хранителей младших рас. До сих пор им удавалось сохранять равновесие сил, а их подопечным — относительно устойчивое состояние духа, всегда выбирающего между светом и тьмой. Но совершенно неожиданно ситуация изменилась. Дискуссия о методах воспитания переросла в Апокалипсис.

До сих пор все было сравнительно просто. Прекрасно было известно, кто «плохой» и кто «хороший». Оставалось только выбрать между этими двумя полюсами, примкнуть к одному из них и тем самым обрести онтологическую укорененность. Всё, что произойдет потом, в сущности — лишь долг воина, будь этот воин победителем или камикадзе, главное — он безоговорочно подчинился выбранной им необходимости. Принимать решения будет тот, кто эту необходимость олицетворяет. Награда воину — гарантированный статус внутри бытия, психологическая защищенность человека, доверившего окончательным выбор своему гeнералу; человека, снявшего с себя бремя личного переживания истины.

До определенного момента Вселенная расколота на два лагеря: союзников теней — абсолютного зла и союзников ворлонов — абсолютного добра. Главные герои сериала — экипаж станции во главе с капитаном Шериданом и посол Минбара Деленн — разумеется, на стороне добра.

Между тем всё движется к катастрофической развязке. Шеридан улетает на планету теней; на «Вавилоне» его все считают погибшим, и Деленн просит могущественных ворлонов вмешаться, но получает отказ. Планы «ангелов» изменились: теперь судьбы менее совершенных рас им безразличны, и в борьбе с тенями за влияние во Вселенной они готовы сокрушить любого, посмевшего сопротивляться.

Правильного и неправильного векторов больше нет. Герои вступают в круг предельного одиночества. На языке философии XX века такое одиночество называется «экзистенциальным». На языке ветхо- и новозаветной традиции — это одиночество богооставленности. которое испытал Иов, обнаруживший, что Бог «пытке невинных посмеивается». Готовая истина рухнула, и ее тяжесть способна раздавить насмерть. Вторгаясь в область богословской терминологии, вспомним еще один, если угодно, термин — «свободная воля». В это понятие входит, помимо прочего, идея личной ответственности и личного, не автоматизированного, не заданного опыта и переживания. * Куда проще снова выбрать один из двух вариантов — так, как если бы других и не существовало вовсе. По крайнем мере. так уверяют тени и ворлоны. Так говорили жене Иова и его друзья: первые - «похули Бога», вторые - «прими смиренно всё и не смей рассуждать и не задавай дерзкие вопросы».

Шеридану и Деленн выбор навязывается — но они, существа, наделённые свободной волей, отвергают обе возможности. В этом их выбор, и только таким путем - словом и решением, а вовсе не с помощью физической силы и супероружия — им удаётся одержать победу.

ФИНАЛ ОТКРЫТ

В этом — ещё одно отличие от канонического жанра. В классическом боевике, в том числе и звёздном, герой со шварценеггеровским подбородком — константа, и именно эта его несгибаемая нравственная статичность и умение методично колошматить недругов — главное условие успеха. Но герои «Вавилона» находятся в непрерывном становлении, и все их трансформации — прежде всего вехи духовного роста или, напротив, деградации. Личность, полностью сформировавшаяся и тем самым остановившаяся в развитии, переходит в иной план бытия, лежащий уже за порогом смерти. Подвижная, «текучая» личность, каждый шаг которой есть выбор, — в центре мироздания и в центре истории.

Финал сериала, как и следовало ожидать, открыт. * Одержав очередную победу, человек стал старше. Теперь он свободен и сам должен решать свою судьбу.

Но его будущее абстрактно, а хозяином настоящего он ещё не успел себя почувствовать. Кроме прошлого, где лежат ответы на вопросы настоящего, надеяться ему пока не на что. Возможно, именно так и чувствует себя человек конца XX столетня. Мир эклектичен, логику его понять трудно. Единственное, что ведёт нас — интуитивное ощущение добра и зла.

«Венец творения», так же как и герои сериала, по-прежнему находится в ситуации выбора, балансируя на зыбкой грани между тео- и антропоцентризмом. В книге Александра Гениса «Вавилонская башня» есть один пассаж, как нельзя лучше подходящий нашей теме: «В этом эклектичном и анахроническом настоящем времени и начинает расти новая Вавилонская башня, которой предстоит оправдать оба названия города, давшего ей имя. Библия производила его от еврейского глагола «balat», что oзначает «путать, смешивать, соединять разное»; но на языке самих строителей Bab-ilu— этo «врата Бога».



Конечно, в рамках одной статьи было невозможно охватить весь созданный Стражинским сюжет, да что там — мир.

Возможно, вам многое захочется дополнить, может быть, и поспорить с авторами.
Пишите, обсудим!

Вернуться на титульную страницу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Пришлось лезть в энциклопедию. Филологический термин, означающий связанные со словом дополнительные смыслы и ассоциации.

Вернуться к статье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Словарь сообщает: ASP (сокр. от Anglo-Saxon Protestant) разг. американец англосаксонского происхождения и протестантского вероисповедания (американец, которого в Соединённых Штатах считают «чистым» в расовом отношении). Надо думать, первая буква "W" означает White — белый.

Вернуться к статье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Имеется в виду Маркус (догадка А.Головина, которую подтвердили авторы); штатного же разведчика на станции не было, пока в 5-м сезоне таковым не стал Гарибальди, получивший этот пост от нового Союза.

Вернуться к статье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


И всё это, вся мудрость минбарцев и их «справедливой» цивилизации не спасает ни от появления среди них преступников и террористов, много раз строящих козни «Вавилону», ни от лицемерия, ни от зверств гражданской войны.

Цивилизация — ничто, личность — всё?

Вернуться к статье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Череда казней была при перевороте, совершенном Рифой (подсказал Алексей Головин; об этом говорилось в серии, где ради спасения семьи старый друг Лондо Урза вынуждает Моллари драться на мечах и погибает). При всех сетованиях центавриан на падение прошлого величия (как у нас сейчас некоторые вздыхают об имперском прошлом) они отнюдь не кажутся обречены на вырождение, как, впрочем, и Европа. Аналогии между Центавром и традициями Рима явны, начиная со звучания названия. Но всё же стоит ли связывать каждой из рас галактики Вавилона 5 историко-географический аналог? Скорее, это характеры и психологические типы.

Вернуться к статье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Да, это вопрос. Вспомним ещё один эпизод фильма, связанный с проблемой выбора. Когда Шеридан, Синклер, Деленн и компания летят к «Вавилону 4», чтобы угнать его в прошлое. Тут открыто сказано, что всё предопределено: петля времени, видео из прошлого показывает действия их корабля в будущем... но непохоже, чтобы от этого Шеридану и остальным было легче, предопределённость не избавляет от принятия решений, боли, ответственности.

Так как же устроен мир? Нельзя требовать от пророков страхового полиса (© м-р Морден, «День мертвецов»), но разве хотя бы одно верное пророчество того же Нострадамуса не есть экспериментальный факт, говорящий о том, что мир не развивается во времени по нашей или чьей-то иной воле? Что время — только луч проектора, кадр за кадром показывающий уже снятую киноленту?

Да, тогда в принципе как-то можно заглянуть вперёд — или назад.

Ведь посмотрите, в конечной Вселенной на коротких отрезках времени всё предопределено полностью. За 1 нс чуть сдвинутся молекулы, продолжая своё прежнее движение, а квант света долетит от монитора до глаза. Правда, за это время куча всего может случиться в ядре неустойчивого изотопа, и оно случайно развалится. А сменить масштаб и заглянуть в механику — случайно ли? Но, если предопределён каждый следующий миг (неважно, секунда ли, нано-, фемтосекунда, ещё глубже) — ...

Смешение жанров налицо: ТВ-шоу стимулирует интерес к вопросам, которыми занимаются богословы и философы. Может, кто-то из сегодняшних зрителей «Вавилона 5», кто помоложе — станет физиком и уже в 21-м веке попробует ответить?

А может, движения душ всё-таки несводимы к полям и атомам, и Вселенная беременна сознанием именно для того, чтобы лишиться предопределённости?

Вернуться к статье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Верно. Хотя из контекста статьи похоже, что финалом считается конец войны с Тенями и Ворлоном, и это действительно финал — но не последний. Продолжение 4-го сезона — фактически новый сюжет, новые вопросы и ответы.

Шеридану и Деленн от «своих» пришлось куда солонее, чем от иномировых воплощений зла. Так где же оно, спрашивается?

«Суперфинал» 4-го сезона вызвал большие сомнения, но ведь он был сделан вместо «Сна в сиянии». Надеюсь, посмотрим...

Вернуться к статье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используются технологии uCoz